Последствия повышения МРОТ для микробизнеса республики

17:42
18 Мая 2018

     На состоявшейся 18 мая встрече по представлению годового доклада за 2017 год Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) Айталины Соколовой с активом Якутского регионального отделения «Опора России» Наталья Местникова поднимала тему негативных последствий роста МРОТ в республике.

По мнению руководителя отделения Опоры подписанное Дополнительное соглашение от 27.12.2017 к Республиканскому (региональному) Соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» на 2017-2019 годы от 26 апреля 2017 года значительно усложнило жизнь сельских предпринимателей, а также микробизнеса.

Соглашением установлено, что месячная заработная плата работникам, полностью отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда(трудовые обязанности), должна быть обеспечена не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с применением сверх минимального размера оплаты труда выплат за работу в районах Крайнего Севера. Действие Соглашения распространяется на всех работников и работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, а также организаций, отказавшихся в установленном порядке от присоединения к Соглашению.

Повышение МРОТ в Якутии в 2018 году будет следовать за ростом федеральной минималки. Поэтому с 1 мая 2018 года в коммерческих и бюджетных организациях региона нужно ориентироваться на общероссийский МРОТ — 11 163 руб. Но это неокончательная сумма, установленная законодательно.

          До 2018 года в Республике Саха (Якутия) действовали региональные соглашения между Правительством региона, федерацией профсоюзов и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» от 26 апреля 2017 г. и от 27 июня 2017 года. Они предусматривали гарантии и регулирование в области оплаты труда. Так работодатели, которые присоединились к соглашениям, должны были платить работникам:

•          в коммерческих организациях — не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) (с 1 июля 2017 года — 17 388 руб.);

•          в бюджетных организациях — не ниже МРОТ по России.

После того, как Конституционный суд РФ обязал работодателей начислять районные надбавки и коэффициенты сверх МРОТ, трехсторонняя комиссия отменила июньское соглашение, а апрельское изменила. По допсоглашению от 27 декабря 2017 года, заработную плату нужно сравнивать:

•          с федеральным МРОТ, который увеличивается на компенсационные выплаты за работу в районе Крайнего Севера, выплаченные согласно статье 315 ТК РФ;

•          с прожиточным минимумом для трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия), который определяется за 3 квартал предыдущего года. На основании Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2017 г. № 383, прожиточный минимум в регионе на 3-й квартал 2017 года составляет для трудоспособного населения 17 586 руб.

В соответствии с региональным законом на территории Якутии применяют сразу пять районных коэффициентов —  1,4, 1,6, 1,7, 1,8 и 2. А процентные надбавки устанавливают в размере от 10 дот 80 процентов. Если федеральный МРОТ с учетом районного коэффициента  и надбавок превысит 17 586 руб., его и нужно платить. То есть минимальная заработная плата в разных районах Республики Саха может отличаться (см. таблицу ниже).

МРОТ в 2018 году с 1 мая в Якутии (с учетом повышающих коэффициентов)

Районный коэффициент*

МРОТ в Якутии в 2018 году

с учетом районного коэффициента

с  учетом коэффициента и минимальной надбавки (10%)

с  учетом коэффициента и максимальной надбавки (80%)

2,00

22 326 (11 163 × 2)

23 442,30  (11 163 + 11 163 × (1 + 0,1))

31 256,40 (11 163 + 11 163 × (1 + 0,8))

1,80

20 09,40 (11 163 × 1,8)

21 209,70 (11 163  + 11 163 × (0,8 + 0,1))

29 023,80 (11 163 + 11 163 × (0,8 + 0,8))

1,70

18 977,10 (11 163 × 1,7)

20 093,40 (11 163 + 11 163 × (0,7 + 0,1))

27 907,50 (11 163 + 11 163 × (0,7 + 0,8))

1,60

17 860,80 (11 163 × 1,6)

18 977,10 (11 163 + 11 163 × (0,6 + 0,1))

26 791,20 (11 163 + 11 163 × (0,6 + 0,8))

1,40

17 586 руб. > 15 628,20 (11 163 × 1,4)

17 586 руб. > 16 744,50 (11 163 + 11 163 × (0,4 + 0,1))

24 558,60 (11 163 + 11 163 × (0,4 + 0,8))

 

     Согласно ст. 135 ТК РФ, условия оплаты труда (в т.ч. размеры районных коэффициентов), определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

     Увеличение  МРОТ коснется тех категорий работников, месячная начисленная заработная плата которых ниже указанных сумм. При этом работниками должна быть  полностью отработана месячная норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) согласно статье 133 Трудового кодекса  РФ.

По мнению бизнес омбудсмена Республики Саха (Якутия) А.В.Соколовой: «Безусловно, мы понимаем, что меры направлены на снижение бедности среди населения и бизнес несет полную нагрузку по обеспечению всех социальных мер на содержание наемных работников, однако микро предприниматели обязаны обеспечивать дополнительные расходы из собственных источников доходов. Но к сожалению прибыльность микросектора экономики, в особенности в сельской местности не столь значительна. И в такой ситуации интересы малого бизнеса не защищены. Мы еще мониторим ситуацию в республике по последствиям повышения МРОТ, норма начала работать совсем недавно, предлагаю совместно с Опорой России взять этот вопрос под особый контроль, и в случае необходимости подключиться к его совместной проработке с Правительством Республики Саха (Якутия)»